Причиной возможного ухода иностранных торговых сетей из России является закон о торговле, который ограничивает рост компаний в определенных регионах. Компании не могут проводить сделки по слиянию и поглощению, если их доля уже достигла 25 процентов в денежном выражении. Из России по моим наблюдениям и статистики уходят чаще всего, немецкие компании, Швицкие компании. Французские компании не спешили ранее уходить, и под разными брендами даже возвращаются в Россию обратно.
Как я понимаю Минпромторг предлагает продлить действие этой меры на 2024 год, чтобы отечественные торговые компании смогли свободно покупать активы иностранных ретейлеров. И в этом случае, крупные компании, такие как Яндекс, который купил остатки со складов ИКЕА, и хочет сейчас выпускать мебель под своим брендом. А также Торговые центры МЕГА, которые ранее также принадлежали ИКЕА, был проданы ГАЗПРОМБАНКУ. А например, у ИКЕА был Свой бизнес-центр «ХИМКИ БИЗНЕС ПАРК», который так же продали Григорию Саакяну — бывшему совладелец «Соверен банка». Одни из первых компании, которые знакомы массовому рынку, которые ушил из РФ. Были Mercedes-Benz, BMW, Audi. Хотя сейчас все цепочки запчастей уже налажены, просто это процесс стал занимать больше времени и дороже для конечного пользователя, но есть моменты, когда эти бренды отключили Российских дилеров от программного обеспечения, и какие-то приложения, которые могу ли частично управлять какими-то функциями авто, были так же выключены.
Такие меры позволят Российским компаниям расширяться и конкурировать с иностранными игроками на рынке. Однако, это может привести к сокращению силовых позиций иностранных компаний в России и их возможному уходу из страны. Это может иметь негативные последствия для экономики и потребителей в целом. Как всегда, решение должно быть найдено, которое будет балансировать интересы отечественных и иностранных компаний, чтобы обеспечить конкуренцию и развитие рынка.
Последствия ухода крупных брендов может быть то, что люди будут пользоваться магазинами рядом с домом. Популярность этих магазинов росла и так, т.к. каких то больших скидок в Крупных сетях не было, и магазины в шаговой доступности предлагали и так, а так же будет расти доли доставок продуктов по крупным городам, СБЕРМаркет, которые как раз в крупных магазинах собирает заказы, может предложить какие то операции по покупки каких либо сетей, и стать так же владельцем одной из сетей.
Александр Евстигнеев, Маркетолог AVE Design Studio